Суббота, 20 апреля, 2024

«Чернобыль»: сериал шедевр HBO про одну из самых страшных катастроф в истории человечества

Новый взгляд на аварию на Чернобыльской АЭС.

26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС произошел взрыв одного из реакторов с последующим выбросом огромного количества радиоактивных веществ в окружающую среду. Советские физики Валерий Легасов, Ульяна Хомюк и зампред Совета Министров СССР Борис Щербина отправляются в Украинскую ССР, чтобы любой ценой ликвидировать или по крайней мере минимизировать последствия катастрофы.

Мини-сериал про катастрофу на Чернобыльской АЭС от сценариста фильмов «Очень страшное кино» и «Мальчишник в Вегасе» Крэйга Мазина и малоизвестного телевизионного режиссера Йохана Ренка на словах казался худшей идеей на свете. Только благодаря чуду этот дуэт мог воссоздать портрет тех событий, мастерски выдержав золотую середину между художественным и документальным, аутентичностью и «клюквой», реализмом и драматизмом.

Удивительно – чудо произошло! Ренк и Мазин с головой погрузились в тонны документов, фотографий, отчетов, интервью и записей той эпохи, чтобы создать пятичасовой сериал, который, скажем прямо, не даст ответов на многие вопросы, но заставит зрителя прочувствовать весь ужас и беспомощность советских людей, первыми в истории столкнувшихся с аварией, способной убить миллионы людей и навсегда изменить состояние нашей планеты.

Главный успех «Чернобыля» как раз в том, что это коллективный портрет людей, оказавшихся в эпицентре катастрофы. Было бы неправильно сосредотачивать внимание только на горстке физиков, которые пытаются найти решение проблемы, или пожарных-ликвидаторов, погибших при тушении пожара в первые часы после аварии.

Создатели расширяют оптику, чтобы дать экранное время всем участникам событий – от шахтеров и жен пожарных до номенклатуры и самого Горбачева. Причем благодаря отличной режиссуре все сцены – будь то совещание партийной верхушки или смертельная миссия по включению насосов – смотрятся одинаково напряженно и захватывающе.

Отдельно отметим другое достижение сериала – воссоздание позднесоветской эпохи во всей ее красе. Антураж перестройки создается аутентичными костюмами, мелкими надписями, репликами значков, бутылочек, красным пятном на лбу Горбачева и даже цветовой палитрой картинки в стиле советских 70-80-х годов.

Видно, что создатели хотели именно погрузить зрителя в то время, а не показать ему мертвый слепок эпохи. Помимо материальной культуры отлично передана специфика советской власти, которая до последнего не хочет признавать, что ситуация вышла из-под контроля: чиновники не реагируют на взрыв, до последнего называя его пожаром, не эвакуируют людей, чтобы «не сеять панику», и грустят из-за того, что приходится извиняться перед врагами за их возможную гибель от радиоактивного облака, мчащегося в Европу.

Впрочем, в этом музее советской истории есть и фальшивые экспонаты: общее впечатление портит английский язык и попытки актеров поиграть с акцентом – очевидный и простительный прокол – и, кто бы мог подумать, роль Эмили Уотсон. Актриса играет Ульяну Хомюк, физика из Минска, которая сама догадалась о возможной катастрофе близ Белорусской ССР.

Это выдуманный персонаж, который является своего рода коллективным портретом ученых, пытающихся объяснить партийным тугодумам на пальцах масштабы катастрофы (чего только стоит эпизод с мужчиной, который раньше был начальником обувной фабрики, а теперь пьёт на рабочем месте за пролетариев всех стран и отказывается эвакуировать людей).

Мало того что она появляется из ниоткуда на АЭС, чтобы указать на ошибки Легасова, что вроде как нарушает подлинность истории, Хомюк бессовестно вставляют везде: она расследует возможную причину взрыва, сидит на совещании с Горбачевым, расспрашивает инженеров и изучает архивы.

Понятно, что в историю, заполненную одними мужчинами, создателям хотелось добавить женского взгляда, но, спрашивается, почему нельзя было увеличить влияние реально существующей женщины, чтобы сохранить подлинность и аутентичность, на которые сериал делает ставку? Хомюк в сериале – просто спасительница и ходячая персонификация человеческой совести, пускай и отлично сыгранная Эмили Уотсон. Прокол маленький, но непростительный.

Пожалуйста лайк, репост

Это тоже интересно

РЕКОМЕНДУЕМ

Интересное