Цвет в фотографии и жизни — часть 1

Цвет в фотографии и жизни - часть 1 Наука

Что такое хороший цвет?

Когда мы говорим о цвете, одни и те же изображения, будь то фотография или живописное полотно, могут вызывать у разных людей разный отклик. Одни могут сказать «какой восхитительный цвет!», в то время как другие наоборот — «а где здесь вообще цвет?». 

От чего зависит восприятие цвета? Где граница между объективной психофизиологией и субъективными вкусовыми предпочтениями? Что определяет умение видеть и различать цвета? В чем разница между восприятием и отношением к тому, что мы воспринимаем? Как меняется восприятие с возрастом и по мере обогащения визуального опыта? Как привить хороший вкус и что такое вообще хороший цвет? 

На эти и другие вопросы я постараюсь ответить в этой статье. Хочу сразу оговорить: все сказанное ниже является моим личным мнением, основанным на моих собственных исследованиях цвета и экспериментах в этой области, изучении специализированной литературы, посвященной вопросам психофизиологии, колористики и эстетики цвета, просмотре и анализе произведений искусства, включая музейные работы и кино, на общении с художниками и фотографами, получившими мировое признание в качестве мастеров цветной фотографии и живописи, а также на наблюдениях в изменении восприятия цвета у некоторых людей в процессе их творческого развития.

Вы имеете полное право с этим мнением не соглашаться. Однако я надеюсь, что высказанные соображения будут в любом случае вам полезны, или как минимум любопытны.

Итак, что такое хороший цвет?

Отвечая на этот вопрос, я бы выделил три основных пункта. Хороший цвет — это:

  1. Вариативный цвет.
  2. Гармоничный цвет.
  3. Выразительный цвет.

Очень часто, говоря о цвете, начинают со второго. Однако я считаю самым важным и определяющим именно первый. С него и начнем.

Вариативный цвет

В живописи для обозначения вариативности используют термин «валёр», для его понимания вполне подойдет определение из Википедии:

Валёр (фр. valeur — цена, ценность; восходит к лат. valer — иметь силу, стоить) — в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета. Система валёров представляет собой градацию света и тени какого-либо цвета в определенной последовательности.

В разных системах координат цвет может изменяться по разным составляющим. С точки зрения смешения красок и работы с цифровым изображением удобнее всего рассматривать систему HSB (Hue, Saturation, Brightness), в которой вариативность может быть, соответственно, трех видов.

Вариативность по светлоте

Цвет в фотографии и жизни - часть 1

Цвет меняется в определенных пределах только по своей светлотной (Brightness) составляющей. Насыщенность и оттенок остаются неизменными. При смешении красок достигается добавлением белил и сажи.

Цвет в фотографии и жизни - часть 1
Пример — снимок Рафала Милаха

Обратите внимание на то, как изменяется цвет стены на фоне главных героев: плавно и в широких пределах от довольно светлого до почти черного. Для того, чтобы сделать переходы незаметными для глаза, необходимо большое, и даже очень большое количество градаций цвета.

Именно поэтому эту фотографию можно уверенно назвать цветной (богатой на валёры), хотя неопытному глазу она может показаться как бы двухцветной.

Вариативность по насыщенности

Цвет в фотографии и жизни - часть 1

Цвет меняется в определенных пределах только по насыщенности (Saturation). Светлота и оттенок остаются неизменными. При смешении красок достигается в основном добавлением в максимально насыщенную краску аналогичной по светлоте серой краски.

Цвет в фотографии и жизни - часть 1
Пример — кадр из кинофильма «Zabriskie Point» (1970)

Обратите внимание на то, как меняется оранжевый цвет внутри взрыва — от яркого до землянисто-серого. Десятки тысяч промежуточных оттенков формируют основное богатство цветовых нюансов этого кадра.

Именно они интересны для рассматривания требовательным глазом, хотя менее опытный зритель вполне удовлетворится нарочито явным контрастом двух основных цветов: красно-оранжевого и синего.

Вариативность по цветовому тону

Цвет в фотографии и жизни - часть 1

Цвет меняется в определенных пределах только по цветовому тону (Hue). Светлота и насыщенность остаются неизменными. При смешении красок достигается плавным добавлением в одну краску другую (другого цвета).

Цвет в фотографии и жизни - часть 1
Пример — фотография Сергея Максимишина

Посмотрите внимательно на то, как плавно переходят друг в друга бирюзовый и розовые оттенки за водопроводными трубами. Несмотря на то, что мы видим явные области одного и другого цвета, четкую границу между ними обозначить невозможно.

Это достигается за счет плавности градиента, то есть настолько большого количества оттенков, что человеческий глаз перестает видеть явные различия между соседними.

Цвет в фотографии и жизни — часть 2

Цвет в фотографии и жизни — часть 3

источник: pavel-kosenko

Понравилась публикация? Делись с друзьями. А также подписывайся на «LAVNIK.net» в Telegram и в YouTube, чтобы всегда быть в курсе интересных новостей!