Одним из современных трендов цифровых технологий является виртуальная реальность. VR (virtual reality) это искусственно смоделированное пространство, в котором с помощью специальных приспособлений и устройств пользователь может испытать чувство реальности в той или иной степени. Человек при этом может контактировать с одушевленными и неодушевленным предметам, находящимися в этом пространстве.
Как работает VR
Технологии виртуальной реальности с помощью специальных очков или шлемов передаёт пользователю визуальную информацию об окружающем мире. Внутри этих устройств расположены дисплеи, на которые проецируется изображение. Встроенные наушники транслируют звуковое сопровождение. Специальные датчики крепятся на тело человека и отслеживают его движения и перемещения и в зависимости от этого изменяют звук и картинку. Оборудование в виде манипуляторов и перчаток позволяет передавать движения рук и пальцев в компьютерную симуляцию.
Типы виртуальной реальности
Создание VR с эффектом полного погружения должно соответствовать трём основным критериям:
- правдоподобная визуализация мира с максимальной степенью детализации, которая не позволит пользователю усомнится в реальности происходящего вокруг;
- наличие специального оборудования и аппаратного обеспечения, гарантирующего работу без перебоев и реакцию на действия пользователя в режиме реального времени;
- взаимодействие с окружающим пространством должно происходить в полном соответствии с законами физики, привычными человеку.
Полное погружение в альтернативную реальность не всегда необходимо. К типу «без погружения» можно отнести трансляцию качественного изображения со звуком на большой экран. В качестве примера можно привести архитектурные визуализации древний поселений, музеев под открытым небом или моделирование строительных объектов.
Как делается VR
Львиная доля трёхмерных объектов в виртуальном мире создается по принципу полигонального моделирования. Модели либо конструируются с нуля, либо производятся на основе 3D-копий реальных предметов и персонажей (для этого оригиналы сканируются специальным оборудованием). Как правило, для виртуальной реальности создаются трёхмерные модели тех объектов, с которыми пользователь может взаимодействовать в процессе погружения. А всё остальное (небо, облака или огонь) делается другими методами.
Когда трёхмерная модель готова, VFX-дизайнер «раскладывает» полученный объект на плоскость для придания ему нужного цвета и текстуры. На профессиональном сленге это называется текстурированием. Художник рисует на плоской развертке то, что должен увидеть пользователь, а специальная компьютерная программа сама затем натягивает получившееся изображение на полигоны.
Если модель должна перемещаться и реагировать на действия пользователя её «оживляют» с помощью анимации. Специалист предварительно создаёт каркас (риг) объекта. Когда каркасы готовы, аниматор задаёт для узлов каркаса отправные, основные промежуточные и конечные точки перемещения, а компьютер просчитывает остальные точки для анимации, чтобы обеспечить оптимальную для восприятия человеческим глазом частоту смены кадра. Такая анимация называется покадровой, или Keyframe-анимацией. Это самый популярный способ «оживления» 3D-объектов.
Параллельно с работой над 3D-моделями прорисовывается сцена, в которой будет происходить действие, а программисты разрабатывают интерфейс будущего виртуального мира.
За последние несколько лет интерес к VR заметно сильно вырос, и эта тенденция сохраняется. Учитывая, что производству оборудования и разработке нового программного обеспечения компании уделяют всё больше внимания, стоит предполагать дальнейшее внедрение в нашу повседневную жизнь этой фантастической, на первый взгляд, технологии.
Специалисты студии «ВидеоЗаяц» внимательно следят за всеми новинками рынка виртуальной реальности, и вы смело можете обращаться к ним по вопросам визуализации различных трёхмерных моделей.